Грузоперевозки по Украине: себестоимость и цена

Общие принципы формирования себестоимости грузоперевозки по Украине

Услуги перевозки грузов имеют свою специфику, поэтому методические рекомендации по формированию себестоимости перевозок (работ, услуг) на транспорте утверждены приказом Минтранса от 05.02.01 №65.

Однако такие методические рекомендации рекомендации не являются обязательными для применения (потому что носят рекомендательный характер). Конкретный перечень и состав статей калькулирования себестоимости перевозок определяется предприятием в приказе об учетной политике.

Себестоимость перевозок — это выраженные в денежной форме текущие расходы транспортных предприятий, непосредственно связанные с подготовкой и осуществлением процесса перевозок грузов, а так же выполнением работ и услуг, обеспечивающих перевозку (например, погрузочно-разгрузочные работы).

В целях правильного определения себестоимости грузоперевозки напомним, что расходы предприятия группируются следующим образом:

  1. По месту их возникновения (например, в разрезе обособленных структурных подразделений).
  2. По экономическим элементам и по статьям калькуляции.
  3. В зависимости от характера и назначения выполняемых процессов. В частности расходы группируют по видам услуг:
  • основного производства, непосредственно связанного с осуществлением перевозки (в т.ч. транспортно-экспедиционные, погрузочно-разгрузочные услуги и др.);
  • вспомогательного производства, предназначенного для обслуживания основного производства (например, ремонтные цеха, цеха по мойке автомобилей и др.). На автотранспортных предприятиях с небольшим объемом вспомогательных работ, выполняемых собственными силами, такие расходы могут учитываться  в составе расходов основного производства;
  • непроизводственного хозяйства, не принимающих участия в осуществлении и обеспечении  перевозок (например, оздоровительные комплексы, детские сады и др.).

При этом сами автотранспортные перевозки могут быть как основной деятельностью предприятия, так и вспомогательной.

Формирование себестоимости перевозок по видам расходов

В состав себестоимости грузовых перевозок включаются только прямые расходы, то есть те, которые могут быть непосредственно отнесены к конкретному объекту перевозок. Приблизительный перечень расходов, формирующий себестоимость перевозок приведен ниже. При этом во время определения и бухгалтерской и налогооблагаемой прибыли расходы, формирующие себестоимость грузовых перевозок, признаются расходами того отчетного периода, в котором признаны доходы от их реализации (п.138.4 НК).

Статьи расходов, формирующие себестоимость в бухгалтерском учете:

1. Прямые материальные расходы.

К прямым материальным расходам относятся материальные расходы, не превышающие нормативные (т.е. рассчитанные в соответствии с техническими условиями, государственными стандартами и др.) Расходы материалов, превышающие нормативные, являются сверхнормативными расходами и включаются в состав реализованной себестоимости перевозок того периода, в котором такие расходы были осуществлены. В налоговом учете сверхнормативные расходы в состав расходов не включаются.

  • Стоимость всех видов горюче-смазочных и других материалов (включая ТЗР), в т.ч. использованные на технологические операции для подготовки подвижного состава к эксплуатации (Норма НК — пп.138.8.1)
  • Расходы на автомобильные шины и аккумуляторы (Норма НК — пп.138.8.1). Стоимость автомобильных шин и аккумуляторов может относится двумя способами:
  1. — в полном объеме в периоде установки на транспортное средство (аналогично учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов, стоимость которых относится на расходы в полном объеме в периоде ввода их в эксплуатацию, но они продолжают находиться в пользовании);
  2. —  в сумме, которая рассчитывается для шин исходя из выполненного пробега в отчетном периоде пропорционально запланированному пробегу, для аккумуляторов — прямолинейным методом исходя из срока использования.

2. Прямые расходы на оплату труда

  • Расходы на выплату основной и дополнительной зарплаты работникам, непосредственно занятым осуществлением перевозок (Норма НК — пп.138.8.2, ст.142)

3. Амортизация  производственных основных средств и нематериальных активов

  • Суммы амортизационных отчислений от стоимости подвижного состава автомобильного транспорта и нематериальных активов, непосредственно связанных с перевозками, начисленные согласно нормам П(С)БУ-7 «Основные средства», П(С)БУ-8 «Нематериальные активы». (Норма НК — пп.138.8, ст.144-146). Не рекомендуем использовать прямолинейный метод  амортизации для транспортных средств, ведь их эффективность резко снижается в течение периода эксплуатации, а расходы на ремонт, наоборот, растут.

4. Стоимость приобретенных услуг

  • Стоимость текущих ремонтных работ (услуг), техосмотра и техобслуживания автотранспорта, выполненных сторонними предприятиями (организациями).
  • Стоимость других услуг, непосредственно связанных с перевозками (Норма НК — пп.138.8.1) При этом расходы на ремонт включаются в пределах 10% совокупной балансовой стоимости ОС на начало отчетного года(п.146.12).

5. Прочие прямые расходы

  • Начисление ЕСВ на суммы оплаты труда работников, непосредственно занятых осуществлением перевозок.
  • Расходы на текущие ремонты, техосмотр и техобслуживание транспорта и/или обеспечение соответствия его технического состояния требованиям безопасности движения и другим требованиям, выполненные собственными силами.
  • Стоимость запасных частей, приборов, оборудования, горючего и материалов, расходуемых для выполнения ремонта хозяйственным способом.
  • Расходы на оплату труда (включая начисление ЕСВ) работников, выполняющих ремонт и техническое обслуживание транспортных средств.
  • Стоимость инструментов, выданных для обновления их запаса на транспортных средствах.
  • Стоимость материалов, используемых для мойки и дезинфекции автомобилей.
  • Расходы на командировку и на перемещение производственного персонала.

Норма НК — пп.138.8 (при этом расходы на ремонт включаются в состав расходов в пределах 10% совокупной балансовой стоимости ОС на начало отчетного года (п.146.12).Ст142-143)

6. Переменные общепроизводственные и постоянные распределенные общепроизводственные расходы (ОПР)

Нераспределенные постоянные ОПР и в бухгалтерском, и в налоговом учете включаются в состав расходов того периода, в котором они были осуществлены (п.138.5 НК)

  • Расходы на содержание аппарата управления производством (оплата труда, начисление ЕСВ, расходы на оплату служебных командировок, техническое и информационное обеспечение управление производством и т.п.).
  • Амортизация ОС и нематериальных активов общепроизводственного назначения.
  • Расходы на содержание, эксплуатацию, текущий ремонт, страхование, операционную аренду основных средств, других необоротных активов, оборудования общепроизводственного назначения, в т.ч. содержание резервного подвижного состава.
  • Расходы на совершенствование технологии и организации производства, улучшение качества перевозок, повышение их надежности, других эксплуатационных характеристик.
  • Расходы на содержание производственных зданий, сооружений и помещений (отопление, освещение, водоснабжение, водоотвод и т.п.).
  • Осуществление технологического контроля за перевозками, содержание пожарной и сторожевой охраны.
  • Расходы на охрану труда, технику безопасности, производственную санитарию и охрану окружающей среды, другие расходы (оплата простоев и т.п.)

Норма НК — пп.138.8.5 (при этом расходы на ремонт включаются в состав расходов в пределах 10% совокупной балансовой стоимости ОС на начало отчетного года (п.146.12).Ст142-143)

Распределение постоянных ОПР

Напомним, что к постоянным ОПР относятся расходы, остающиеся неизменными (почти неизменными) при изменении объема перевозок. Постоянные ОПР, в свою очередь разделяются на распределенные и нераспределенные (согл. п.16 П(С)БУ-16). База распределения устанавливается предприятием самостоятельно исходя из нормальной мощности перевозок и закрепляется в приказе об учетной политике. Например, базой распределения ОПР при осуществлении автоперевозок может быть:

  • заработная плата основных работников (как правило, водителей);
  • объем осуществленных перевозок в тонно-километрах, километрах, часах (в зависимости от тарификации предоставленных услуг);
  • доходы, начисленные от осуществленных перевозок, в гривнях и т.д.

Объясним, как происходит распределение расходов на перевозку между направлениями деятельности и объектами учета. Один и тот же автомобиль может перевозить грузы как для собственных потребностей, так и для сторонних организаций за плату, при этом расходы:

  • на доставку товаров от поставщиков — относятся на увеличение первоначальной стоимости (п.138.6 НК)
  • на перевозку собственных грузов между складами или транспортировку грузов покупателям в соответствии с условиями договора поставки — в расходы на сбыт (пп.138.10.3 НК)
  • на осуществление перевозок за плату на договорных принципах — в себестоимость реализованных услуг (п.138.8 НК)

Таким образом, необходимо определить базу распределения расходов на перевозку исходя из технологических процессов перевозок, вида груза, тарификации услуг и др. Такой базой может быть вес или объем перевезенных грузов, тонно-километры, часы работы и т.п.

Формирование договорных цен

В условиях жесткой конкуренции на рынке автоперевозок предприятию трудно диктовать свои условия относительно установления цен (конечно, если оно не предоставляет услуги спецтранспортом). Но в зависимости от особенностей груза и условий перевозки предприятие может при заключении договоров устанавливать цены согласно рекомендаций приведенных ниже.

При формировании договорных цен следует иметь в виду: если погрузку (разгрузку) транспорта выполняет другая организация, целесообразно указать, какое именно время, отведенное на такие операции, включается в стоимость услуги  по перевозке, а какое должно быть оплачено заказчиком отдельно и по каким тарифам.

За 1 км пробега:

  • Вес груза , который перевозится за рейс является неизменной величиной, но перевозки осуществляются несколькими маршрутами, имеющими разную протяженность.
  • Перевозка грузов, имеющих небольшой вес, но большой объем (грузы с низким удельным весом).

За 1 т перевезенного груза:

  • Перевозки будут осуществляться по маршрутам, имеющим одинаковую протяженность но вес груза разный.

За 1 т*км:

  • По условиям договора заказчик оплачивает только услугу по перевозке груза, т.е. подача транспортного средства отдельно не оплачивается.
  • Перевозятся грузы нескольких заказчиков (попутные грузы).

За 1 час предоставления услуг:

Существуют технологические простои транспорта (например, во время погрузочно-разгрузочных работ). Почасовая оплата за время простоя может устанавливаться дополнительно к другим видам оплаты (за вес, пробег и др.).

Например, стоимость перевозки составляет  6 грн за 1т*км и 200 грн. за каждый час простоя транспортного средства во время погрузочно-разгрузочных работ, кроме первого часа простоя (кроме первого часапростоя операции по погрузке и первого часа простоя по разгрузке, стоимость которых включена в стоимость перевозки). Перевозка на небольшие расстояния, но с осуществлением технологических операций особого вида (услуги бетономешалок, автоцистерн и т.п.)

По материалам бухгалтерского журнала «БАЛАНС» №92 от 17.11.2011

Оцените качество материала: Ужаснах!ПлохоНормальноХорошоОтлично! (3 голосов, оценка: 3,33 из 5)
Loading...Loading...

Поделитесь своим мнением

*